Буквально на прошлой неделе мы рассматривали некоторые новости, которые ярко демонстрируют текущее положение дел в криптовалютной отрасли. Прошла всего пара дней, а один из описанных вариантов развития событий уже начал реализовываться.
Дело в том, что слишком долгий кризис уводит из индустрии основу любого экономического процесса — клиентов, ради которых все делается. В нашем случае это преимущественно трейдеры и инвесторы, а сейчас рынок активно теряет обе этих категории. Проблема здесь очевидна: для вкладчиков нынешний расклад абсолютно неприемлем, продолжать холдить при наличии более приятных перспектив в других направлениях решится не каждый. С игроками с рынков тоже все довольно просто, работать стало тяжелее, на нисходящих трендах зарабатывать умеют не все, а тут и потенциал прибыли не столь велик.
В совокупности такой исход имеет две глобальных проблемы. С одной стороны, нерентабельными становятся многие активы. Зачем нужна монета, которой никто не пользуется для торгов или оплаты услуг? Если за ней не стоит хорошего продукта, где она имеет технические функции, то ответ очевиден. Это уже выражается в конкретных событиях. Биржи начинают избавляться от бесполезных токенов, как это сегодня сделала KuCoin.
С другой стороны, в тяжелом положении оказываются уже и сами биржи. Немалая часть прибыли зависит от оборотов, а если никто не торгует, то не будет и комиссии. За два дня уже 2 площадки оказались в такой ситуации. И это еще более-менее заметные случаи, сколько маленьких фирм полегло теперь и не посчитать. К тому же и BTC в начале недели ушел ниже 3500 долларов, что не добавляет оптимизма.
Все описанное положение дел опасно тем, что оно становится цикличным. Чем больше людей теряют веру в криптовалюту, тем быстрее распространяются панические настроения. Следовательно, все новые вкладчики делают тоже самое. Этот замкнутый круг может разорваться, если произойдет что-то большое, что подстегнет крупных игроков или поднимет активность предыдущих энтузиастов. Но когда это событие произойдет, нам пока не очень понятно. Может быть Bakkt? Хотелось бы верить.